Относительно применения Принципа 6 Декларации ООН о правах ребенка

В судебной практике встречаются случаи применения судами положения Принципа 6 Декларации ООН прав ребенка (далее – Декларация), принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г., предусматривающего, что ребенок не должен, кроме случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, разлучаться со своей матерью.

Согласно ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции РФ установлено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Частью 2 ст. 38 Конституции РФ установлено, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

В Определении Конституционного Суда РФ от 27 февраля 2018 г. № 446-О указано:

«Абзац второй пункта 3 статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации, определяющий примерный перечень обстоятельств, подлежащих учету судом при решении вопроса об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей, направлен на защиту прав и интересов детей, развивает положения статьи 38 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации и не препятствует определению места жительства детей как совместно с матерью, так и совместно с отцом (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2004 года № 58-О, от 17 ноября 2009 года № 1502-О-О, от 29 мая 2014 года № 1253-О и др.).»

Частью 4 ст. 15 Конституции РФ установлено, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно пункту «а» статьи 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).

Нормы, регулирующие отношения по воспитанию детей, содержатся в Конвенции о правах ребенка.
Конвенция о правах ребенка ратифицирована Постановлением Верховного Совета Советского Союза Социалистических Республик от 13 июня 1990 г. № 1559-1.

Декларация прав ребенка, принятая 20 ноября 1959 г. Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, не была ратифицирована ни СССР, ни РФ.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25 мая 2017 г. № 1027-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Буркова Егора Александровича на нарушение его конституционных прав принципом 6 Декларации прав ребенка» декларации, принятые на пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, не являются международными договорами РФ.

Согласно п. 2 ст. 3 СК РФ семейное законодательство состоит из Семейного кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, а также законов субъектов Российской Федерации.

В п. 1 ст. 63 Семейного кодекса РФ прямо указано, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

Действующее законодательство РФ не презюмирует безусловный приоритет прав матери при определении места жительства детей при раздельном проживании родителей без учета обстоятельств, содержащихся в абзаце втором пункта 3 статьи 65 СК РФ.

Следовательно, положения самой Декларации и, в частности, положения Принципа 6 Декларации, не является нормами материального права, подлежащими применению при рассмотрении судами любых споров.

автор: Вадим Владимирович Филипков

Декларация прав ребёнка, ООН, Принцип 6

Посещая настоящий сайт, Вы соглашаетесь с Условиями использования материалов «СРПОиД».

Комментарии (2)

  • Александр Валин

    Добрый день!
    Я восхитился статьёй и очень рад тому, что вы грамотно и до основания уничтожили этот популярный надуманный повод отечественных судей для необоснованного решения об определении места жительства ребёнка с матерью.
    Недавно мне попался ещё более фантастический повод в мотивировочной части решения судьи. Вот как он сформулирован: ««Учитывая особую психофизическую, эмоциональную и биологическую связь существующею между ребёнком и матерью (вынашивание ребёнка в предродовой период и период кормления), суд приходит к выводу, изменение места жительства с отцом в настоящее время нецелесообразным.» И это несмотря на то, что в заключении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы прямо указано: ««ребёнок более привязан к отцу, чем к матери, что отец для ребёнка более важен, чем мать..».
    Буду безмерно благодарен если на эту фантастическую мотивировку судьи предложите достойный ответ.

    • Александр, спасибо за Ваш отзыв!
      Касаемо заданного Вами вопроса, можем сказать следующее.
      В соответствии со статьями 195, 198 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным, причем решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
      Если в Вашем суде учитывалась особая психофизическая, эмоциональная и биологическая связь существующая между ребёнком и матерью, тому в материалах дела должны быть доказательства.
      В случае их отсутствия решение становится оспоримым.
      Более того, суд должен был дать оценку заключению комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, на которую Вы ссылаетесь.
      Если суд этого не сделал, то его выводы не соответствуют обстоятельствам дела, а, значит, появляются основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

МОРОО "СОДЕЙСТВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ"