Интересы ребенка — понятие, требующее уточнения. Предложение к обсуждению

Отсутствие в законодательстве четкого и ясного определения что такое «интересы ребенка» порождает массу разночтений, в том числе в судебной практике в родительских спорах по детям.

Ниже представлена авторская статья Виктора Сахвалова по теме «интересы ребенка», являющейся продолжением публикации от 07.07.2020 года, и предложение к проведению широкой дискуссии по этому вопросу.

Долгое время я прорабатывал тему такого понятия как «интересы ребенка» (ИР).

Окончательная статья появилась на сайте СРПоИД в июле 2020 года. Кому интересно, может детально ознакомиться с ней, — «Что такое «интересы ребенка» в спорах о детях?».

Для остальных читателей скажу, что суть статьи заключается в разборе как самого понятия, так и сущностных характеристик — выделенных сфер развития личности, которые отвечают за воспитательный процесс ребенка.

Итак,

Интересы ребенка – это сферы всестороннего развития личности ребенка, на которые целенаправленно воздействует воспитательный процесс и которые взаимодействуя между собой усиливают и дополняют воспитательную роль друг друга.

или сокращенный вариант:

Интересы ребенка – это сферы всестороннего развития личности ребенка.

Вот эти сферы развития личности ребенка:

  • физическое развитие
  • эмоциональное развитие
  • социальное развитие
  • творческое развитие
  • духовное развитие
  • нравственное развитие

Ничего сложного.

Учитывая такой подход к ИР, мы «прокачивали» сотни отцов, что определяло и определяет сегодня отличный результат в судах по детям.
Кто интересовался понятием ИР и поиском ответов на его точное определение, знают, что ответа на него практически нигде не найти.

Так было до недавнего времени, пока один из отцов, с которым мне пришлось несколько лет назад работать, не прислал довольно интересный материал, проливающий свет на ИР. Зовут отца Сергей Косенко, он из Санкт-Петербурга.

Как оказалось, ИР было дано определение, однако, с моей точки зрения оно в полной мере не раскрывало суть понятия и «продержалось» не долго.

Для более широкого понимания, я разбил тему по пунктам.

1.
Определение «интересов ребенка» было разъяснено в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.1997 N 9 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об установлении усыновления», цитата:

«14. Судам надлежит иметь в виду, что под интересами ребенка, которые в силу п. 1 ст. 124 СК РФ обязательно должны быть соблюдены при усыновлении, следует понимать обеспечение условий, необходимых для его полноценного физического, психического и духовного развития».

Считаю, что физическое, психическое и духовное развития на сегодняшний день не в полной мере отвечают воспитательному запросу, к тому же имеется вопрос конкретно к психическому развитию. Ну, не вести же ребенка к некоему психологу.
Предложенные сферы (физическая, эмоциональная, социальная, творческая, духовная, нравственная) развития личности проникают в глубину воспитательного процесса и охватывают весь спектр воспитания ребенка.

2.
Когда, где и как произошли изменения в формулировке понятия ИР?
Изменения произошли в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».
Читаем пункт 15, абзац 2:

«Под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития».

Как мы видим, была убрана конкретика, произошло некое «размытие» термина и добавился термин (всестороннее развитие), который также требует разъяснения.
«Физическое, психическое и духовное развитие», к которым добавили «нравственное», были перенесены в первый абзац:

«15. В силу пункта 2 статьи 124 СК РФ усыновление допускается только в интересах детей с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 СК РФ, т.е. с учетом этнического происхождения ребенка, принадлежности его к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие».

Не даю оценку того, для чего были проведены подобные изменения в формулировках, но на сегодняшний день мы имеем то, что имеем.

Итак!
Учитывая, что ранее было дано определение «интересам ребенка», а также, учитывая, что новые вызовы требуют адаптации ИР к сегодняшнему дню и уточнению понятия ИР, к обсуждению предлагаются следующие варианты:

1. ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА – это сферы всестороннего развития личности ребенка (физического, эмоционального, социального, творческого, духовного, нравственного), на которые целенаправленно воздействует воспитательный процесс и которые взаимодействуя между собой усиливают и дополняют воспитательную роль друг друга.

2. ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА – это сферы всестороннего развития личности ребенка (физического, эмоционального, социального, творческого, духовного, нравственного), для его полноценного воспитания.

3. ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА – это сферы всестороннего развития личности (физического, эмоционального, социального, творческого, духовного, нравственного).

Не ставлю точку в этом вопросе.
Проблема требует широкого обсуждения и последующего закрепления понятия ИР в правовых документах.

автор: Виктор Самохвалов (Виктор888)

защита интересов детей, интересы ребенка, права ребенка

Посещая настоящий сайт, Вы соглашаетесь с Условиями использования материалов «СРПОиД».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

МОРОО "СОДЕЙСТВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ"