Что такое «интересы ребенка» в спорах о детях?

В ситуациях родительских споров по детям приоритетными вопросами являются права ребенка и его «интересы».

Права ребенка прописаны в Семейном Кодексе Российской Федерации, а вот с «интересами» постоянно возникают вопросы. Опека, ПДН, КДН, да и сами родители, — не всегда понимают суть понятия, поэтому мы должны разобраться в вопросе более детально.

Давая определение понятию «интересы ребенка» (ИР), я вкладываю в него исключительно личный опыт работы в воспитательной сфере. К огромному сожалению, за долгие годы в наших странах так и не появилось точное определение ИР, равно как и многие другие определения, крайне важные в вопросах постразводных ситуаций.

Начну с моей трактовки определения, которая возможно не всем будет понятна, но после полного изучения публикации каждый взглянет на определение иначе.

Интересы ребенка – это сферы всестороннего развития личности ребенка, на которые целенаправленно воздействует воспитательный процесс и которые взаимодействуя между собой усиливают и дополняют воспитательную роль друг друга.

Существует разница между «интересом», как личностным чувством и «интересами ребенка», как социально воспитательным явлением.

«Интерес» как личностное чувство (эмоция)

В обыденном понимании человека, под словом «интерес» понимают потребностное отношение (влечение, желание) или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной и творческой деятельности.

По сути, «интерес» — это эмоциональный процесс близкий к удивлению, любознательности, повышенному вниманию к объекту интереса. Как правило, человек испытывает «интерес» чаще, чем любые другие эмоциональные состояния, поэтому его можно отнести к основным (базовым) эмоциям.

Таким образом, говоря об интересе мы должны иметь ввиду личностное чувство (эмоцию) человека.

Соотносится ли «интерес», как чувство (эмоция) с понятием «интересы ребенка»? — Нет!
Понятие «интересы ребенка» относятся к социально-воспитательной сфере.

«Интересы ребенка» как социально-воспитательное явление

Впервые «интересы ребенка» фигурируют в нератифицированном документе — Декларации прав ребенка (принципе 2), принятой на Генеральной Ассамблее ООН 20 ноября 1959 года.

«Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка».

Схожее определение ИР можно найти и в Федеральном законе «Об Основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», где, в частности, в статье 4 «Цели государственной политики в интересах детей», указаны цели государственной политики в интересах детей:

…содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
…защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Таким образом, мы можем говорить об «интересах ребенка» как об элементах развития его личности.

Отношение ИР к воспитательному процессу прослеживается через Семейный Кодекс Российской Федерации, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, Конвенцию о правах ребенка.

В Семейном Кодексе Российской Федерации можно найти непрямую отсылку к воспитанию в статье 63, ч. 2 (СК РФ):

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей.
Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Более точное определение понятия воспитания имеется в Кодексе Республики Беларусь о Браке и Семье, статья 75, ч.1 (КоБС РБ):

Под воспитанием понимается забота о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни.

Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Правительством Российской Федерации Постановлением № 848 от 23 августа 1993 г., также соотносит «интересы ребенка» с воспитанием и развитием:

Статья 18
1. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

Пусть никого не смущает, что в разных документах прописаны имеющие отличия элементы развития личности. Этому способствуют различные культурные, языковые, исторические и иные причины.

Не всегда человек прописывающий закон понимает суть написанного.
Так, к примеру, здоровье и физическое развитие являются одним элементом, о чем я напишу ниже разбирая качественные характеристики каждой сферы.

Мы скомпоновали и подытожили все элементы и выделили 6 сфер развития личности ребенка:

  • физическое развитие
  • эмоциональное развитие
  • социальное развитие
  • творческое развитие
  • духовное развитие
  • нравственное развитие

Эти элементы не догма. Каждый родитель может либо убрать, либо дополнить приведенный выше список.

Здесь также стоит привести понятие воспитания с точки зрения педагогов:

«В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач».

Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов.

Если мы вернемся к данному мной определению «интересы ребенка», то первая часть определения уже понятна:

«Интересы ребенка» – это сферы всестороннего развития личности ребенка, на которые целенаправленно воздействует воспитательный процесс.

Теперь перейдем ко второй (не менее важной) части определения.

Качественные характеристики (цели) элементов (сфер) развития личности ребенка

Мы часто не задумываемся над внутренними процессами происходящего и принимаем вещи такими какие они есть. Но все меняется когда мы должны объяснять понятия. Вот на этом этапе мы и оказываемся в тупике, подбирая слова, примеры и понимаем, что опыта-то нет.

Это наглядно видно по общению отцов с опекой, ПДН, КДН и в судах. Мы не можем толком разъяснить происходящее и только потом «после драки» ловим себя на мысли, что «могли бы», «да все элементарно» и т.п.

Для более детальной «прокачки» отцов, я собрал и скомпоновал так называемые качественные характеристики каждого элемента.

Но это тоже не догма. Мы должны понимать процессы которые сами и двигаем.
По сути дела качественные характеристики можно заменить словом цели (то, что мы формируем в ребенке).

Физическое развитие:

  • формирование здорового образа жизни
  • здоровое питание
  • занятие спортом
  • игры на развитие умственных способностей
  • пребывание на свежем воздухе
  • внимание к гигиене
  • формирование представления о своем теле, понимание процессов происходящих в организме
  • оценка физических рисков

Эмоциональное развитие:

  • представление о своих эмоциях и умение управлять ими
  • понимание причин агрессии и умение справляться с ней
  • развитие эмпатии (сопереживание)
  • развитие культуры межличностных отношений

Социальное развитие:

  • приобретение общественного опыта
  • умение общаться в группе сверстников
  • понимание и соблюдение общих правил
  • формирование внутренней дисциплины
  • понимание своей роли в социуме и умение жить в обществе
  • умение брать на себя ответственность и оказывать помощь
  • участие в общественной деятельности

Творческое развитие:

  • постоянное стимулирование творческих способностей в ребенке
  • развитие абстрактного мышления
  • обучение ребенка через игровые формы (логические, сюжетно-ролевые, дидактические, спортивные, компьютерные и т.п.)
  • развитие воображения и фантазии
  • развитие интеллекта
  • создание условий для творческого процесса

Духовное развитие:

  • привитие ребенку понятия веры в себя, в Бога
  • обучение духовности, как культурного, социального и исторического наследия
  • привитие религиозных основ социума
  • обучение умению общения, понимания и сотрудничества с представителями иных конфессий и национальностей
  • обучение истории и культуры, как своего социума, так и мирового
  • формирование ответственности перед настоящим и будущим поколениями

Нравственное развитие:

  • формирование в ребенке понятий добра и зла, правильного — неправильного
  • выработка в ребенке морально приемлемых видов поведения
  • обучение ребенка через собственный пример
  • формирование в ребенке нравственного сознания
  • особый подход к системе поощрений и наказаний ребенка
  • формирование отношения ребенка к культурным, историческим, духовным ценностям

Снова обращаю внимание на то, что каждый из нас, как родитель, может дополнить или убрать какие-то моменты в своем окончательном варианте.

Если мы говорим о качественных характеристиках как о цели, то естественно, должны быть и задачи, т.е. пути достижения цели. И вот тут уж каждый волен сам подумать и выбрать те задачи, которые будут способны наилучшим образом формировать развитие ребенка. Одному ребенку нужен футбол и рисование, другому театр и кулинария. Это уже личная ответственность родителя.

Теперь, зная сами «интересы ребенка» и их качественные характеристики, нам осталось посмотреть как они работают в реальности.

Взаимодействие сфер развития личности ребенка (дополняющие друг друга)

Для понимания любого процесса нам нужно разобрать его на составляющие, провести анализ и, после, собрав, увидеть целое, что мы частично уже сделали, не углубляясь в практическую часть.

Читая качественные характеристики, каждый заметил, что некоторые пункты подходят и для остальных сфер. Такие пункты как «умение управлять эмоциями», «формирование внутренней дисциплины» можно отнести ко всем сферам. Это и есть процесс взаимодействия и дополнения друг друга.

Важно помнить, что названия сфер развития личности условно, на самом деле они неделимы и в большинстве процессов не следует искать границы между этими элементами.

К примеру, вы пошли с ребенком в бассейн. Здесь работают все сферы, ну, разве что в меньшей мере духовная. В меньшей, но она работает.

Для простоты и доступности, я воспользуюсь простой схемой, приведенной ниже.

Суть схемы проста — мы располагаем по кругу шесть сфер развития, шесть элементов. Седьмой элемент – это наша цель: развитие личности ребенка. Её мы помещаем в центр. Далее, между всеми элементами проведем линии, которые будут символизировать их постоянное и общее взаимодействие.

Теперь, разобрав понятие «интересы ребенка» до мельчайших элементов, и собрав все воедино, мы можем представить целостность самого процесса воспитания и понятия «Интересы ребенка», как неотъемлемой его части. После этого присоединяем к первой части моего определения вторую часть и читаем определение снова:

«Интересы ребенка» – это сферы всестороннего развития личности ребенка, на которые целенаправленно воздействует воспитательный процесс и которые взаимодействуя между собой усиливают и дополняют воспитательную роль друг друга.

Заключение

«Интересы ребенка» являются частью воспитательного процесса человека, в частности в период детства и отрочества. «Интересы», как сферы развития личности воспитуемого (в обществе) могут гармонично развиваться только при условии последовательного воздействия на них воспитателя, коим прежде всего является родитель, и только во вторую очередь остальные члены семьи и общества.

Родитель, как главный воспитатель ребенка, обязан понимать сферы развития личности ребенка, а так же фактор их взаимодействия и дополнения друг друга.

автор: Виктор Самохвалов (Виктор888)

защита интересов детей, интересы ребенка, права ребенка

Посещая настоящий сайт, Вы соглашаетесь с Условиями использования материалов «СРПОиД».

Comment

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

МОРОО "СОДЕЙСТВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ОТЦОВ И ДЕТЕЙ"